назад

«Человек и тюрьма»

Александр Гляделов (Украина).

Тема тюрьмы  в русской/советской/русской  культуре всегда актуальна и широко представлена:  «Остров  Сахалин»  Чехова , «Архипелаг Гулаг»  Солжиницына, «Зона»  Довлатова, Варлам Шаламов и Александр Галич, список огромен.  Блатной  фольклор прочно  и навсегда  вощел  в наш быт, повседневные  разговоры  и популярную  музыку. Поговорка «от тюрьмы и от сумы не зарекайся» - иллюстрирует не русский  фатализм, а  отсутствие в нашей стране  правового гражданского общества. Не зашищен  никто  и никогда, возьми любую  семью,  в каждой найдется родственник,  который заслуженно  или  нет отбывал срок. В этом,  я думаю,  мы уникальны, и отношение русского  человека к тюрьме будет совершенно непонятно ни европейцу, ни американцу. Декабристы,  каторжане и ссыльные, политические и уголовные заключенные,  - все  это часть русской  реальности и русской культуры. Русская тюрьма - это  повседневная жизнь - жестокая обыденность и полное отсутствие героизма. Все так  или иначе находяться  по одну или другую  сторону тюремной ограды и могут в любую  минуту поменяться местами. Фотографии тюрьмы,  снятые киевским фотографом Александром  Гладеловым – это  тоже обычная жизнь, без смакования деталей и излишней драматичности. В его истории действительно нет ни ангелов, ни злодеев…

Александр Гляделов пришел к фотографии не сразу. Как говорил Брассай «У каждого творческого человека есть две даты рождения. Вторая дата — когда он поймет, в чем его истинное призвание,- намного важнее первой». Бывший советский офицер принял решение навсегда изменившее смысл жизни. Все поделилось на до Лейки и  после.  Знания оптики помогли самостоятельно обучиться фотографии, и с 1989 года Александр работает, как независимый фотожурналист.  С 1996 года Александр сосредоточился на долгосрочных документальных проектах,  одним из  которых  стал «Человек и тюрьма», а до этого  освещал военные конфликты в Молдове, Нагорном Карабахе, Чечне.

А.  Гляделов фотографирует тюрьму с 2001 года и это одна из  его  главных его тем, среди других : ВИЧ инфицированные,  брошенные дети, туберкулез. Над  каждым проектом фотограф  работает по несколько лет, прослеживая и переживая судьбы своих героев. Работая над тюремным проектом, он побывал  во многих тюрьмах в России, Украине, Кыргызстане, Приднестровье, а так  же  в Польше и  Судане. Тюремные фотографии  Гляделова простые  и   символичные,   понятные иногда,  только  русскому  зрителю, как например, овечка, выглядывающая из освещенной комнаты в темноту,  или силуэты старухи и мужчины, идущие по снегу мимо тюремной ограды. Что то такое неуловимо знакомое,  от чего начинает щемить сердце…

Работы А. Гляделова можно назвать классической черно-белой документальной фотографией. Он не любит слова журналистика, журналистика  сиюминутна, а  документальная фотография оставляет более глубокий след. Она  размышляет над проблемами общества, пытается что-то изменить в существующей действительности. Гляделов надеется, что это возможно,  поэтому часто работает с  MSF, Врачами Без Границ, независимой гуманитарной организацией, основанной врачами и журналистами.

Если все русские писатели по мнению  Достоевского «вышли из Шинели Гоголя», то Гляделов , как и многие его коллеги и современники, вышли из  «Американцев» Роберта Франка , книге, изменившей Америку и ставшей своеобразным водоразделом  между фотографическим искусством  прошлого и настоящего. То,  что фиксирует камера Гляделова, это не событие, а  неопределенное время между событиями, когда эмоциональная  настороженность притупилась, и темные  чувства могут  взять верх…


Ксения Никольская

 




Информационные партнеры:


  Музеи России


  ArtGID


  Фото Новости

 



Home l О Музее l Постоянная экспозиция l Коллекция
Выставки l Сотрудничество l Контакт l English version


Copyright © Museum
Of The History Of Photography, 2004