назад

«АзиЯ»

Александр Игнатьев (1947 — 2000)

С Александром Игнатьевым я познакомился в начале 1980-х в фотоклубе «Зеркало». Подкупала его всегдашняя мушкетерская улыбка, моментальная готовность помочь, объяснить, порадоваться чужому успеху. Он превосходно разбирался в технике и технологии фотографии, а уж его переделанный полностью увеличитель и вовсе считался эталоном, и боролся за пальму первенства разве что с пресловутым увеличителем-ведром легендарного Бориса Михалевкина. В «Зеркале» Игнатьева любили и ценили, в том числе и за редкую по тем временам экзотическую съемку.
Саша долгие годы проработал в ЗИНе, Зоологическом институте АН СССР, занимаясь электронной микроскопией и время от времени отправляясь с институтскими экспедициями в командировки. А поскольку узкой его специализацией были какие-то особенные скорпионы, то и навещать их ему приходилось в основном в Казахстане и Киргизии.
Вот откуда и появилась в его вполне городской фотографии такая необычная и редкая фактура: охота с беркутом, юрты в степи на фоне кизячного дымка, старухи с вязью морщин на библейских лицах, одним словом – Азия. И была эта Азия тогда Советской,  географически именовалась Средней, и показывалась обычно с банальным социалистическим пафосом. Степи и пустыни на фотографиях превращались в цветущие сады, а веселые черноглазки, никогда не носившие чадру, обещали не райские утехи, а вполне земные целинные радости.
На игнатьевских фотографиях ничего этого не было. Он вовсе не спорил с режимом, не старался поразить  зрителей неприглядной правдой. Он вообще – не старался.  Умелость его в этой второй профессии была совершенно ненатужной, он как будто знал, что будет потом на отпечатке, снимал совершенно уверенно и почти без дублей. После его смерти в распоряжении  Музея оказался весь его обширный фотоархив, и мы были поражены весьма редкой по тем, пленочным, временам частотой удачных кадров или, как мы тогда говорили, плотностью попаданий.
Но и этого ему было недостаточно. И тогда в ход шли сложные техники фотопечати, такие, как метод голодного проявления (ФДП-проявление), соляризация, изогелия и прочие, как тогда они назывались, техники фотографики.
Проект «АзиЯ», который сейчас представлен в этом зале, был задуман Александром Игнатьевым 25 лет назад, но по разным причинам так никогда и не был показан. Как видите, «рукописи не горят».

Дмитрий Шнеерсон



Информационные партнеры:


  Музеи России


  ArtGID


  Фото Новости

 



Home l О Музее l Постоянная экспозиция l Коллекция
Выставки l Сотрудничество l Контакт l English version


Copyright © Museum
Of The History Of Photography, 2004