назад

Азия Застрожна
«ТРАНСФОРМАЦИЯ»

Азия Застрожна  — родилась и живет в Сопоте, в 1997 году закончила курс графического дизайна и фотографии в Академии художеств в Гданьске. Первая персональная выставка состоялась в 1999 году в галерее Mala в Варшаве. В 2006 году произведения Застрожной экспонировались в рамках выставки «Польская фотография ХХ века» в музее Shoto в Токио. Ее творчеству были посвящены статьи ведущих арт-критиков Польши.

www.joannazastrozna.com.pl, www.lalala.lu

Сводя к нескольким словам маршрут поисков Азии Застрожной, можно сказать, что она работает с сюжетами архетипической зоны — ее интересует женщина как «я» художника, отношения мужского и женского, и, наконец, поиск причины и смысла существования «я». В своих фотографических циклах, которых по нагруженности формы можно сравнить с барочными польскими поэмами, Застрожна говорит языком аллегорий и символов. Разговор о краеугольных вопросах бытия можно свести к пересказу Пауло Коэльи. Но, возвращаясь к традициям прошлого века, модернизма, легализовавшего фотографию в контексте современных искусств и превратившего философию в один из жанров интеллектуальной литературы, можно вспомнить и Рене Генона, Эдварда Уитмора, пренебрегших европейскими стереотипами представления о примитивности восточных и южных (по отношению к Европе — центру старого мира) культур. Как и эти философы, представители европейской культуры, направились на Восток, так и Застрожна совершила паломничества в Марокко, ставшего родиной ее внешне более простых, а оттого сложнее устроенных последних циклов. Фотография Застрожной, созданная на рубеже ХХ и XXI веков модернистична в своей острой экспериментальности. Иоанна легко соединяет технологии фотографии и графики, вплавляет в отпечаток новые элементы уже в процессе печати, монтирует на всех этапах технологического процесса создания произведения. Монтажи Азии — прозрачные палимпсесты, как в рентгене, позволяющие мгновенно погрузиться сквозь поверхность тканей в глубины многослойного изображения, утонуть в нем взглядом, начать барахтаться в волнах смыслов, ощущая их перетекания один в другой. Материал придает фотографиям Застрожной эффект автоматического письма, ведовства, шаманства, в котором велик элемент «случайности». (Случайностью рациональное мышление обозначает все то, что проникает извне, нарушая логическую выстроенность рациональной концепции). Смысл отдельных произведений, особенно из цикла «Zageszczanie» (Трансформация) трагичен. Они повествуют больше о Танатосе, чем об Эросе, они мистериальны. Хотя телевидение вкладывает в головы зрителей другие образцы современных камланий и современных жрецов, формы тел героев на работах Застрожной пробуждают в памяти представление об архаических жрецах древности, таких, как запечатлены в палеолитических скульптурах и росписях. Благодаря светоносной природе фотографии тяжелые фигуры на этих снимках прозрачны и невесомы, как в снах. Ее фотографии соединяют в себе материальную осязаемость, вещественность, и невозможный в этом физическом мире опыт взгляда сквозь поверхность материи. Природа фотографии сообщает этим произведениям достоверность, делая их свидетельством визионерского опыта.

Ирина Чмырева




Информационные партнеры:


  Музеи России


  ArtGID


  Фото Новости

 



Home l О Музее l Постоянная экспозиция l Коллекция
Выставки l Сотрудничество l Контакт l English version


Copyright © Museum
Of The History Of Photography, 2004